Витень

Согласно Воскресенской летописи (конец XVI в.) родоначальниками великих литовских князей являлись  потомки  полоцких князей Давила и Мовкольда из династии  Рогволодовичей  [1,с.253].  Из летописи также следует, что Мовкольд был отцом Миндовга, а Давил отцом Видя, который в свою очередь приходился отцом Пройденю, у которого был сын Витень – Великий князь Великого княжества Литовского (ВКЛ) [1,с.254] с 1293 по 1316 г. [2,с.115].  Аналогичную информацию о Витене, взятую, по-видимому, из одного источника, из которого формировался текст  Воскресенской летописи, можно найти и в Западнорусских летописях (20 г. XVI в.)  [3,с.593-596].

В Хронике Литовской и Жмойтской (40 г. XVIII в.) говорится, что Витень был избран в 1309 г. великим князем (ВКЛ)сеймом литовским на поле Керноском [4,с.33-34]. Избрание Витеня на великокняжеский престол произошло по инициативе предыдущего великого князя Лаврентия, так как последний собирался уйти в монастырь, а Витень по его мнению являлся лучшим кандидатом на его место потому, что в свое время он был маршалком отца Лаврентия Тройдена  и зарекомендовал себя как “муж годный и до всего удатный”. Витень, став великим князем (ВКЛ), основал новую династию из рода “князей римских Колюмнов”. Представленную в хронике  информацию о Витене с некоторыми вариациями можно найти и в  других летописях, в которых также, по-видимому, использовался один и тот же источник. Это Хроника Быховца (начало XVII в.)  [4,с.136], летописи: Археологического общества (XVI в.) [5,с.94]; Рачинского (1582 г.) [5,с.151]; Ольшевская (XVI в.) [5,с.173]; Румянцевская (конец XIX в.) [5,с.199]; Еврейновская (конец XVII в.) [5,с.220].

В Сказании о князьях владимирских (первая четверть XVI в.) сказано: “В лето 6830 по пленении безбожнаго Батыа избежал от плена его некий князец именем Витянец, рода смоленских князей, и вселися в Жомоть у некоего бортника. И поят у него дщерь в жену себе и пребысть с нею лет 30 бездетен. И убьен бысть громом. И последи князя Витенца поят жену его раб его конюшец именем Гигименик. И роди от нея седмь сынов: 1. Нароминтик, 2. Евнутик, 3. Олгердик, 4. Кестутик, 5. Скиригайлик, 6. Кориядик, 7. Мантоник ” [6,с.179].

В Задонщине (конец XIV в.) упоминается Сколоменд  как отец Гедимина  [7,с.109]. Следовательно, Витень мог быть только братом Гедемина, что наиболее вероятно, так как династия великих литовских князей в письменных источниках ведется от Гедиминовичей.
В  Хрониках земли Прусской Петра из Дусбурга (первая треть XIV в.) Витень упоминается как сын короля Литвы Пукувера [8,с.148].

Как видно из выше приведенных летописей и хроник: Витень показывается потомком полоцких князей и потомком князей римских Колюмнов.

Отцом у Витеня согласно тем же источникам одновременно выступают Пройдень, Сколоменд и Пукувер (в “Хронике великих магистров” Пикувер отождествляется с Будивидом), а Гедемин там либо брат, либо сын. И так как серьезных исследований белорусско-литовских летописей за исключением работы Николай Николаевича Улащика “Введения в изучение белорусско-литовского летописания” не проводилось, то и вопросы о том кто такой Витень и какого он рода актуальны и сегодня.

Наиболее вероятная версия происхождения Витеня приводится в Воскресенской летописи, так как в его времена летописная Литва на 60 % была уже славянизирована [9]. А династия Гедиминовичей опиралась на литовские земли, центром для которых  был город Вильно [10,с.74], окрестности которого в плоть до г. Кернов и г. Вилькомир (Укмерга) согласно этнографическим  и лингвистическим картам  работы Е. Ширяева [11] попадали в ареал славянизации Литвы кривичами. Славянизация этих земель шла из Полоцка и вполне естественно, что правили там  князья из династии Рогволодовичей [12].

Вызывает сомнение в Воскресенской летописи отец Витеня Пройдень, так как Петр из Дусбурга, который являлся современником Витеня, в своей хронике отца Витеня называет Пукувером. Да и Миндовг согласно 132 главе Великой Польской хроники был прусом [13], что косвенно подтверждается и  Галицко-Волынской  летописью. Там говорится, что Миндовг, приняв крещение, в тайне приносил жертвы богам Нонадею, Телявелю и Диверкизу, заячьему Богу и Мидеину (когда выезжал в поле и выбегал заяц на поле, он не входил в лес и не смел и прута сломить) [14,с.265]. Подтверждение этому можно найти и  в хронике Петра из Дусбурга “Прусы не имели понятие о Боге. … И вот, поскольку они не знали Бога, то случалось, что в заблуждении своем они всю природу почитали вместо Бога, а именно солнце, луну и звезды, гром, птиц, также четвероногих, вплоть до жабы. Были у них также священные леса, поля и реки, так что они не смели в них рубить деревья, или пахать, или ловить рыбу” [8,с.51]. Этим язычество прусов и отличалось от язычества литовцев и латышей, так как заячьих богов у последних не было [15,с.469]. Хотя белорусский историк Николай Ермолович допускал  версию о происхождении  Миндовга из династии  полоцких князей Рогволодовичей [16,с.134]. По-видимому в  Воскресенской летописи использовались сведения из  Полоцкой летописи, которой пользовался и Татищев В.Н.

Увязка Пройденя (Тройденя) с Витенем в Воскресенской летописи логична, но Мидовг, который вынужден был уйти из Пруссии от крестоносцев и затем расселен со своими людьми в Новогрудском княжестве, как потомок полоцких князей явно вписан в летопись искусственно, что заставляет сомневаться и во всем сообщении о происхождении великих литовских князей в этой летописи. Правда, нужно отметить:  Воскресенская и  Западнорусские летописи писались в XVI в., к этому времени славяне славянизировали большую часть Литвы и назывались литвинами, потому Миндовга и увязали с Полоцком.

Версия происхождения Витеня в Хронике Литовской и Жмойтской попадает в легендарную ее часть, где вымысел невозможно отделить от правды. Можно конечно представить себе, что пятьсот римских семей, спасаясь от тирании Нерона, приплыли в Балтийское море, где высадились на побережье (в предместье Клайпеды) и назвали эту землю Жьмонт [4,с.15,16].  Впоследствии их потомки покорили Литву с Черной Русью, переняв русский язык и письменность, так как своя их по каким-то причинам не устроила. Но звучит это все фантастически и в основном противоречит другим летописям.

Самая вероятная версия возникновения Хроники Литовской и Жмойтской –  это попытка возвеличивания рода Радзивиллов, которые скорей всего происходили из полоцких бояр [17], но волею судьбы достигли княжеского достоинства. Это хорошо видно из текста хроники, где летописец  потомка княжеского римского рода Паламона Ердвила меняет на Радивила [4,с.17], а вся остальная история хроники – это только прелюдия к этому моменту.

Что касается Сказания о князьях владимирских, то и история Витеня как смоленского князя, так и история московских князей, род  которых ведется там от римского императора Августа согласно Дмитриевой Р. П., является вымыслом [6].

Самые достоверные сведенья о Витене наиболее вероятно приводятся  в  Хронике земли Прусской Петра из Дусбурга. Первый раз Витень упоминается в хронике под 1291 годом, где говорится, что его отец король Литвы Пуковер послал его с большим войском на Польшу в землю Брестскую (Брест Куявский) и он нанес там большой ущерб убийством и пленением людей [8,с.148]. В 1292г. Витень вновь с 800 воинами нападает на Польшу и пленит множества людей. Болеслав князь Мазовии, узнав об этом, заключает с литвинами перемирие, которые те вскоре нарушили [8,с.149]. В 1298 г. жители Риги заключили с Витенем договор против Ливонского ордена, по которому он захватил замок Каркус [8,с.156]. В 1311 г. Витень  опустошил Самбию и Наттангию [8,с.167]. В 1315 г Витень осадил замок Христмемель, но не смог взять его штурмом и отступил [8,с.174].

Подводя итоги всему выше сказанному, можно смело утверждать, что Витень(?-1316) великий князь ВКЛ являлся потомком полоцких князей, так как укрепляя единство государства, опирался на Новогрудское, Гродненское, Полоцкое и другие  княжества [2,с.115]. В 1294 г. он подавил восстание жмудских феодалов, склонявшимся к союзу с немецкими рыцарями. Использовав противоречия между Ливонским орденом и рижским архиепископом, заключил в 1298 г .мирный договор с Ригой. Отбил походы немецких рыцарей на Жемайтию (1298,1303) и на кривические земли (1314), где в битве под Новогрудком отличился Давид Городенский [2,с.115].

Ворса С.А.  Минск, октябрь  2015 г.

Литература

  1. ПСРЛ. Летопись по Воскресенскому списку. Т.7 СПб.,1856.-358 с.
  2. Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. В 5-и т. Т. 5. Биографический справочник / Редкол.: Бел. Сов. Энциклопедия им. П. Бровки, 1981.-740 с. Ил.
  3. ПСРЛ. Западнорусские летописи. Т.17 СПб., 1907.-678 с.
  4. ПСРЛ. Хроники: Литовская и Жмойтская, и Быховца. Летописи:                          Баркулабовская, Аверки и Панцырного. Т.32 М., Наука. 1975. 235 стр
  5. ПСРЛ. Летописи белорусско-литовские. / Сост. и автор предисл. Н. Н. Улащик. Т.35 М., Наука. 1980. 306 стр.
  6. Дмитриева Р. П., Сказание о князьях владимирских, М. – Л., 1955;
  7. Библиотека литературы древней Руси. Т.6. / Под ред. Д.С. Лихачева и др. г. Санкт-Петербург, Наука,1999.-584 с.
  8. Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской.- М.: Ладомир,1997.-384с.
  9. Ворса С.А. Великое княжество Литовское 2010.  vorsa.jo.by
  10. Гудавичюс Э. История Литвы Т.1 с древнейших времён до 1569            года. М., Фонд имени  И.Д. Сытина, 2005- 679 с
  11. Ширяев Е.Е. Беларусь: Русь Белая Русь Чёрная и Литва в картах.-Мн.: Навука  i  тэхнiка, 1991. 119с.
  12. Ворса С.А. Литовские великие князья династии Рогволодовичей     2010.  vorsa.jo.by
  13. Великая хроника о Польше, Руси и их соседях. М. 1987.
  14. Библиотека литературы древней Руси. Т.5. / Под ред. Д.С. Лихачева.        и др. г. Санкт-Петербург, Наука,1999.-526 с.
  15. Иллюстрированная история религии. Т.2  Под редакцией проф.                    Д.П.Шантепи де ля Соссей. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря.
  16. Ермалов М. Беларуская дзяржава Вялкае княства Лiтоускае.-Мн.: Белт-фонд, 2000.-448 с
  17. Ворса С.А. Кейданская уния 2011.  vorsa.jo.by
Запись опубликована в рубрике ИСТОРИЯ с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *