Войшелк

Войшелк (1223 -68)  [1, с.148] – сын прусского короля Миндовга [2 гл.132], исповедовал православие. Миндовг, будучи вероятней всего около 1240 г. приглашенным в  Новогрудок князем, захватил в 1252 г. нижнею [3] Литву [4, с.541], которая согласно Повести временных лет платила дань Руси [5, с.69], ассоциируемая на западе со славянами таких городов-княжеств как  Новгород, Галич, Полоцк, и др. [6]. В 1253 г. Миндовг провозгласил себя Великим Князем нижней Литвы, чем способствовал своему сыну Войшелку в 1263 г. присоединить при помощи Пинской дружины и новогрудцев  нижнею Литву уже к своему Новогрудскому княжеству [7,с.202], где он был избран князем после Миндовга. В 1264 году Войшелк  стал первым Великим князем Великого княжества Литовского и Русского (ВКЛ), образованного из Новогрудского княжества и нижней Литвы [8, с.862]. Столицей ВКЛ согласно Галицко-Волынской летописи [9,с.301] стал город Новогрудок.

Белорусский историк Николай Ермолович допускал, что Миндовг, а следовательно и Войшелк, учитывая его славянское имя, мог происходить от полоцких князей [10,с.134], чему можно найти подтверждение и в Воскресенской летописи  [11,с.253] и в  Западнорусских летописях [12,с.593-596]. Но, судя по Галицко-Волынской  летописи, Миндовг в Литве  был пришлым наёмником и являлся пруссом. Так как, приняв крещение, в тайне приносил жертвы богам пруссов  Нонадею, Телявелю и Диверкизу, заячьему богу [13,с.429], и Мидеину. Когда выезжал в поле и выбегал заяц на поле, он не входил в лес и не смел и прута сломить [9,с.265]. Это подтверждается Великой Польской хроникой [2], где в 132 главе говорится о прусском короле Миндовге (Мендольфе), который из-за многочисленных тягот, причиненных ему и его народу крестоносцами, отказался от христианской веры и ушёл вместе со своими людьми в Литву. Войшелк в месте с  отцом Миндовгом был расселен на почти славянизированных землях той части Литвы, которые на тот момент  контролировались Новогрудком.  Тогда ему было не более 10 лет и к тому времени (1254 г.), когда на вече его избрали князем  в Новогрудке, он также подвергся славянизации, как и  местное население [14], переняв язык, культуру и христианскую веру дреговичей, покинувших уже в основном  язычество в XIII веке. Согласно Повести временных лет аналогичная ситуация сложилась и с Рюриком в Новгороде [5, с.75], и с  Рогволодм в Полоцке [5, с.125] из которой ясно, что дочь Рогволода Рогнеда придерживалась славянских традиций. И неважно кем они были:  скандинавами или поморами, – их призвали на княженье и это они переняли язык и  культуру кривичей, а не навязали свою славянам Новгорода и Полоцка, которые по существу являлись тогда республиками. Ставить или снимать князей – была прерогатива вече.

В 1255 году, чтобы договорится с галицко-волынскими князьями, которые не собирались мириться с фактом захвата Литвы Миндовгам, Войшелк выдал замуж за Шварна свою сестру.

“Потом Войшелк заключил мир с Даниилом и выдал свою систру, дочь Миндовга, за Шварна, и приехал он в Холм к Даниилу, оставил свое княжение и принял монашеский постриг. Он отдал Роману сыну короля Даниила, Новогрудок от Миндовга, а от себя-Слоним, Волковыйск и все города, а сам просился идти в Святую Гору. И сыскал король Даниил ему путь через земли угорские. Но Войшелк не смог дойти до  Святой Горы и вернулся через Болгарию” [9,с.275].

В 1260 году Войшелк вернулся на новогрудские земли и, по-видимому, убил князя Романа, так как король Даниил вскоре начал разыскивать его за захват и пропажу своего сына [9,с.287].

В 1262 году Войшелк основал на Немане Лавришевский монастырь и стал жить там [15,с.120]. “Войшелк не мог дойти до Святой Горы, потому что в тех землях был мятеж великий, и он вернулся снова в Новогрудок, устроил себе монастырь на реке Неман, между Литвой и Новогрудком, и там жил. Отец же его Миндовг укорял его жизнью его. А он отца своего сильно не любил” [9,с.297].

В 1263 году Домонт убивает Миндовга и его место занимает Тренята [16], а Войшелк, опасаясь за свою жизнь, бежит в Пинск. В этом же году слуги Миндовга убивают Треняту и Войшелк возвращается.  “Услышав об этом, Войшелк пошел с пинянами к Новогрудку, а оттуда, взяв с собой новогрудцев, пошел в Литву княжить. Литовцы приняли его с радостью, сына своего господина” [9,с.297].

В1264 г.Войшелк при помощи Шварна и Василько образовывает ВКЛ.

“Когда Войшелк княжил в Литве, стали его поддерживать князья Шварн и Василько. Войшелк назвал Василька своим отцом и господином. А короля Даниила тогда постигла тяжёлая болезнь, от которой он и скончался. Его похоронили в церкви Святой Богородицы в городе Холме, которую он сам и построил. Этот король Даниил был князь добродетельный, храбрый и мудрый, создал много городов, построил церкви и украсил их различными украшениями. И ещё он прославился братолюбием с братом своим Васильком. Этот Даниил был вторым после Соломона. После этого Шварн пошёл на помощь Войшелку, а князь Василько послал ему в помощь от себя всю свою рать. Войшелк в своё время назвал Василька отцом своим и господином. И пришел Шварн с помощью в Литву к Войшелку, и увидел Войшелк помощь Шварна и Василька, отца своего, и очень обрадовался, и стал готовиться к войне, и пошел с большим войском, и стал захватывать города в Дявелте и в Нальшанах. Захватив города, перебил врагов и вернулся к себе” [9,с.299].

Запись 1268 года Галицко-Волынской летописи начинается со слов: “Когда Войшелк и Шварн княжили в Литве” [9,с.301], далее по тексту. “Потом Войшелк отдал свое княжение зятю своему Шварну, а сам опять захотел принять монашеский постриг. Шварн очень его упрашивал, чтобы он княжил с ним в Литве, но Войшелок не хотел, так говоря: “Я много согрешил перед Богом и людьми. Ты же княжи, и земля будет в безопасности”. Шварн не смог его уговорить и стал княжить в Литве, а Войшелк пошел в Угровск в монастырь святого Даниила, и облачился в монашеские ризы, и стал жить в монастыре, и так сказал: “Здесь поблизости от меня сын мой Шварн, а другой – мой господин и отец князь Василько, и в том мое утешение”. Григорий Полонинский, его наставник, был тогда еще жив. Войшелк расспросил, жив ли он, обрадовался и послал к нему сказать: “Господин отец приезжай сюда”. И тот приехал к нему и наставил его на путь монашеский. А в то время Лев прислал к Васельку сказать: “Я хотел бы с тобой встретится, но чтобы тут и Войшелк был”. Василько послал за Войшелком на Страстной неделе, так сказать: “Прислал ко мне Лев, чтобы мы встретились. Но не бойся ничего”. А Войшелк боялся Льва и не хотел ехать, но поехал по поруке Василька. Он приехал во Владимир на Святой неделе и остановился в монастыре святого Михаила Великого. Маркольт- немец звал к себе всех князей на обед: Василька, Льва, Войшелка. И стали они обедать, пить веселится. Василько, напившись поехал домой спать. А Войшелк поехал в монастырь, где он остановился. Затем Лев приехал к нему в монастырь и стал говорить Войшелку: “Кум, выпьем! ”. И начали они пить. Дьявол, который не хочет добра человеческому роду, надоумил Льва, и убил он Войшелка из зависти, что тот отдал Литовскую землю брату его Шварну. И так совершилось убийство Войшелка. Обрядили тело его и похоронили в церкви святого Михаила Великого” [9,с.303].

Ворса С. А. Март, Минск, 2015.

Литература

1.   Беларуская Савецкая Энцыклапедыя Гал. рад.-П.У. Броука. т . 3- Галоунайя радакцыя Беларускай Савецкай Энцыклапедыi, Мн.,1971.т.3. Веды-Графiк. 608 с. iл. i картамi.

2. Великая хроника о Польше, Руси и их соседях. М. 1987.

3. Ворса С.А. Литовские великие князья династии Рогволодовичей 2011.    vorsa.jo.by

4.  Ипатьевская летопись.  Рязань, Александрия, 200.-672 с.

5.   Библиотека литературы древней Руси. Т.1. / Под ред. Д.С. Лихачева и др. г. Санкт-Петербург, Наука,1997.-543 с.

6.  Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. Издательство Академия Наук                 СССР. М-Л. 1938-608с.

7.  ПСРЛ, том II. Издание 1-е. Ипатиевская летопись. СПб.,1843.-392 с.

8.  ПСРЛ, том II. Издание 2-е. Ипатьевская летопись. СПб.,1908.-938 с.

9.  Библиотека литературы древней Руси. Т.5. / Под ред. Д.С. Лихачева. и др. г. Санкт-Петербург, Наука,1999.-526 с.

10.  Ермаловiч М. Беларуская дзяржава Вялiкае княства Лiтоускае.-Мн.: Белiт-фонд, 2000.-448 с.

11.  ПСРЛ. Летопись по Воскресенскому списку. Т.7 СПб.,1856.-358 с.

12.  ПСРЛ. Западнорусские летописи. Т.17 СПб., 1907.-678 с.

13.  Иллюстрированная история религии. Т.2  Под редакцией проф.                    Д.П.Шантепи де ля Соссей. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря.

14.  Ворса С.А.  Пашуто В. Т.    Образование Литовского государства. 2012.    vorsa.jo.by

15.  Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. В 5-и т. Т. 5.                     Биографический справочник / Редкол.: Бел. Сов. Энциклопедия им. П.     Бровки, 1981.-740 с. Ил.

16.  Ворса С.А. Домонт 2011. vorsa.jo.by

Запись опубликована в рубрике ИСТОРИЯ с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *