Тройдень

Согласно Ипатьевской летописи  в 1270 году в Великом княжестве Литовском и Русском (ВКЛ) начал княжить окаянный, беззаконный, проклятый и немилосердный великий князь Тройдень. Далее в летописи говорится: «А злодеяний его описать не можем: уж очень позорны. Он был такой же беззаконник, как Антиох Сирийский, Ирод Иерусалимский и Нерон Римский. И иных, многих худших, чем они, беззаконий учинил. И прожив так в беззаконии двенадцать лет, умер» [1, с.869].

Как видно, летописец, писавший летопись, хотел показать князя только с отрицательной стороны, так как худшей характеристики человеку не найти во всей Ипатьевской летописи. И это всё, наверное, писалось не  просто так, на то были причины. Что же послужило причиной столь не лесным отзывам? Ответ очевиден и он лежит на поверхности. Ведь автором летописи, где упоминается Тройдень, являлся летописец Галицко-Волынского княжества. И эта его летопись вошла составной частью в Ипатьевскую летопись, отражая  позицию своих князей. А Тройдень, как видно из летописи, за двенадцать лет своего правления полностью избавился от вассальной зависимости галицко-волынских князей. За что  и удостоился столь эмоциональной отповеди, так как других оснований в летописи не видно.

По существу Тройдень за годы своего правления стал действительно первым независимым князем ВКЛ, который уже самостоятельно, без помощи галицко-волынских князей, проводил как внешнюю, так и внутреннюю политику своего княжества. Потому, что до Тройденя все великие князья ВКЛ были в вассальной зависимости от галицко-волынских князей. Это хорошо  видно из текста Ипатьевской летописи, не допуская других толкований. Потому, как там однозначно показано, что Войшелк, сын Миндовга (прусского короля  [2, гл.132]), образовав в 1264 г. при помощи пинян и новогрудцев Великое княжество Литовское и Русское [1, с.861], почти сразу  попал в вассальную зависимость к галицко-волынским князьям.

А предшественник Тройденя на великокняжеском престоле Шварн и сам являлся Галицким князем. Вот как это описывает летопись: «Когда Войшелк княжил в Литве, стали его поддерживать князья Шварн и Василько. Войшелк назвал Василька своим отцом и господином. А короля Даниила тогда постигла тяжёлая болезнь, от которой он и скончался. Его похоронили в церкви Святой Богородицы в городе Холме, которую он сам и построил. Этот король Даниил был князь добродетельный, храбрый и мудрый, создал много городов, построил церкви и украсил их различными украшениями. И ещё он прославился братолюбием с братом своим Васильком. Этот Даниил был вторым после Соломона. После этого Шварн пошёл на помощь Войшелку, а князь Василько послал ему в помощь от себя всю свою рать. Войшелк в своё время назвал Василька отцом своим и господином. И пришел Шварн с помощью в Литву к Войшелку, и увидел Войшелк помощь Шварна и Василька, отца своего, и очень обрадовался, и стал готовиться к войне, и пошел с большим войском, и стал захватывать города в Дявелте и в Нальшанах. Захватив города, перебил врагов и вернулся к себе» [1, с.862, 863].

И это не все! Далее в летописи говорится, что Войшелк и Шварн, который после Войшелка стал великим князем ВКЛ, правили в Литве совместно [1, с.864]. Шварн сидел в Новогрудке и управлял землями Чёрной Руси, куда входили Новогрудок, Гродно, Волковыск и другие города [3, с.225], а Войшелк –  Литвой. И как видно, положение Шварна было доминирующим, так как он сидел в столице ВКЛ. Хотелось бы отметить и те метаморфозы, которые произошли в XVIII веке с названиями Чёрная Русь и Литва времен образования ВКЛ. Эти территории стали называться Беларусью, хотя впервые, согласно Татищеву В. Н., Белая Русь была упомянута в летописи в 1157 году. И это относилось к землям,  где размещались Суздаль, Ростов, Владимир и  Москва, которая именовалась тогда Кучковом [4, с.104, 105].

Теперь вернёмся к Тройденю. Кто он? Литовец (прибалт), как утверждает литовский историк Гудавичус Э. [5, с.68], или славянин, согласно белорусскому историку Ермоловичу Н.И. [6, с.96]. Прямого ответа на этот вопрос, который бы не вызывал сомнений в летописях нет. Но по косвенным данным из Ипатьевской летописи видно, что родные братья Тройденя –  Борза, Сурьпутий, Лесий и Свелкений были православными. Следовательно, можно  с большой степенью вероятности  утверждать, что Тройдень являлся славянином.

В 1274 году Тройдень отнял у  галицко-волынских князей Дрогичин. В ответ на это они организовали Русско-татарский поход на ВКЛ [1, с.871]. Удар коалиции по  княжеству тогда был нанесен ощутимый, но не смертельный.

В 1276 году Тройдень в ВКЛ поселил прусов, бежавших от тевтонов: «Пришли прусы к Тройденю из своей земли, гонимые немцами. Он принял их к себе и поселил часть их в Городне, а другую часть поселил в Слониме. Владимир же, посоветовавшись со Львом, своим братом, послал рать свою к Слониму, и они захватили их, чтобы они не поселились в этой земле» [1, с.874]. Переход прусов в ВКЛ от тевтонских завоевателей был не единичным случаем. Но в этом сообщении летописи интересен сам факт реакции галицко-волынских князей, последовавшей на события, связанные с переселением прусов на земли княжества. Наверное, они ещё помнили аналогичное переселение прусов в 40-х гг.XIII ст., когда на литовскую землю в районе верхнего течения Немана был поселён Миндовг со своими людьми.

И какой головной болью это потом обернулось для них. А что там прусы были расселены, нет никакого сомнения. Это хорошо видно из Краткого  топонимического  словаря Белоруссии  Жучкевича В.А. [7]. В  словаре на рисунке № 6 топонимы  Прусы, Прусиново  в этом районе имеют наибольшую концентрацию. Правда, в самом начале галицко-волынские князья сами часто с удовольствием использовали Миндовга и его людей в конфликтах с соседними княжествами, как впрочем и коренных жителей с этих земель. Это хорошо видно из текста Ипатьевской летописи, там можно  отследить, когда использовались литовцы (прусы) Миндовга [1, с.776],а  когда коренные литовцы славянского происхождения [1, с.798].

Надо отметить, что и те и другие являлись язычниками. Ведь те территории, куда был заселен Миндовг, были давно славянизированы славянами [8], которые еще долго оставались в язычестве и называли себя литвинами. Затем, как видно из летописи, Миндовг , будучи приглашенным на княжество в Новогрудок, с помощью Новогрудской дружины в 1252 г. захватил  земли нижней Литвы [1, с. 815], куда был в свое время поселен.

На этих землях он и провозгласил себя  великим князем. Однако, он там был не первым владетельным князем, в этих местах старшие князья существовали и до него, как видно из летописи [1, с.735]. Вот только после этих событий галицко-волынские князья и спохватились. Правда, было уже поздно. В ответ они тут же захватили Новогрудок с прилегающими городами, где княжил уже Войшелк. Он вынужден был уступить им свое княжество. А затем посадили в Новогрудке  княжить свого князя Романа. Но сам Миндовг удержался на тех землях, где был вначале расселён со своими людьми. И позже доставил еще не мало хлопот галицко-волынским князьям, хотя фактически являлся их вассалом.

В 1277 году Тройдень, согласно Ливонской рифмованной хроники, штурмовал немецкую крепость, где отличились его русские стрелки [9, V.8208-8230]. Но ему пришлось отступить.

В 1278 году Тройдень успешно воевал с поляками, используя силы ятвягов: «Тройдень ещё княжил в Литовской земле. Он послал большое войско против ляхов и брата своего Сурпутья, были и ятвяги с ними тогда, и воевали возле Люблина три дня, и взяли бесчисленное множество пленников и так вернулись с честью великой» [1, с.878]. Как видим из Воскресенской летописи, Тройдень к этому времени уже присоединил ятвягов к ВКЛ [10, с.253].  А так же в этом году заключил торговый договор с Орденом [11].

Подводя итоги всему выше сказанному, даже имея те не многозначительные сведения о Тройдине, которые нам оставили летописи, можно смело утверждать следующее. Тройдень за двенадцать лет с 1270г. по 1282г. своего правления создал по настоящему  независимое государство, сплотив вокруг Новогрудского княжества не только русские, но и прибалтийские народности.

Ворса С. А. Минск, ноябрь 2012

Литература

1. ПСРЛ, том II. Издание 2-е. Ипатьевская летопись. СПб.,1908.-938 с.

2. Великая  хроника о Польше, Руси и их соседях. М. 1987

3. Беларуская Савецкая Энцыклапедыя Гал. рад.-П.У. Броука. Т.11-Галоунайя             радакцыя Беларускай Савецкай Энцыклапедыi, Мн.,1974.

4. Татищев В.Н. История Российская Книга трития. Напечатана при           Императорском Московском Университете 1774. года.

5. Гудавичюс Э. История Литвы Т.1 с древнейших времён до 1569     года.                      М., Фонд имени  И.Д. Сытина, 2005- 679 с.

6. Ермаловiч М. Беларуская дзяржава Вялiкае княстваЛiтоускае.-Мн.: Белiт-фонд, 2000.-448 с.

7. Жучкевич В.А. Краткий топонимический словарь Белорусси. Мн., Изд. БГУ, 1974. 448 с.

8. Ворса С.А. Великое княжество Литовское 2010.  vorsa.jo.by

9. Livlandische Reimchronik // SRL. 1. Riga und Leipzig, 1853.

10. ПСРЛ. Летопись по Воскресенскому списку. Т.7 СПб.,1856.-358 с.

11. Пашуто В.Т. Образование Литовского государства. М.,1959.

Запись опубликована в рубрике ИСТОРИЯ с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *